Вязники. Фотограф Колесов

Колесов Фёдор Васильевич

Колесов Фёдор Васильевич

Постоянные читатели газеты, наверное, помнят серию статей, посвященных людям, содержавшим во второй половине XIX - начале XX века фотоателье в Вязниках. Мы писали и о мстерском фотографе И.И. Щадрине и о вязниковцах - братьях Серегиных, вспоминали даже о семье Хаберевых, состоявших в родстве с династией фотографов Колесовых. Думается, что настало время поведать читателям о самих Колесовых.

Фотограф Федор Васильевич Колесов (1886-1960) был одним из немногих среди содержателей фотомастерских во Владимирской губернии. Архивные поиски позволили нам заглянуть в его родословную вплоть до рубежа XVIII-XIX веков, на стыке которых родился его прадед Михаил Давидович Колесов. О детских и юношеских годах Ф.В. Колесова удалось узнать немногое. Он был третьим и последним сыном в семье занимавшегося торговлей Василия Сергеевича Колесова и его жены Агриппины Агаповны, урожденной Хаберевой.

Колесова Ольга Фёдоровна

Колесова Ольга Фёдоровна

Большого достатка в семье не было, и Федор смог получить лишь начальное образование, окончив четыре класса, очевидно, городского училища. Рассказывают, что Федор неплохо рисовал. Поначалу отец учил его столярному мастерству и лишь потом, возможно, отдал в ученики к одному из московских фотографов. Во всяком случае, в семье сохранились воспоминания о том, что Федор Васильевич учился фотографии именно в Москве, уже затем набирался опыта в мастерской одного из ковровских фотографов и только потом вернулся в Вязники, где, некоторое время поработав наемным фотографом в мастерской Н.А. Франтова, открыл собственное ателье.

Колесова Зоя Фёдоровна

Колесова Зоя Фёдоровна

Действительно, согласно рапорту уездного полицейского исправника, разрешение на открытие фотомастерской в Вязниках Федор Васильевич получил 5 февраля 1908 года. В этом и следующем годах она действовала по адресу: деревня Петрино Нагуевской волости, дом Симонова, или дом Симонова по Благовещенской улице, что, очевидно, не случайно, поскольку урожденной Симоновой была жена фотографа Мария Ивановна.

Что можно сказать о работе Ф.В. Колесова начала 1910-х? Именно в этот период Федор Васильевич принял в качестве фотографа участие в очень популярной тогда акции - выпуске видовых открытых писем. Открытки, выполненные по его фотографиям, издавались книжным магазином братьев Сизяковых. До сего дня сохранились открытки с видами Вязников, Никологор и Южи работы Федора Васильевича.

Свидетельств того, как выглядело ателье Колесова, какие фоны-экраны, какая мебель в нем находились, практически не сохранилось. Правда, об этом можно было бы судить все по тем же хаберевским фотографиям. Римма Васильевна Бирина (Хаберева) в частности, уверяла, что именно в ателье Колесова ходила она с соученицами сниматься в 1926 году, учась в одном из старших классов школы, располагавшейся в здании бывшей женской гимназии (сейчас школа №3 на ул.Благовещенской). Мастерская находилась прямо напротив, а перед ее входом на улице стояла большая стеклянная витрина с образцами фотографий. Римма Васильевна вспоминала, как невысокий, подвижный Федор Васильевич старался как можно лучше расположить группу девушек, подбегал к каждой, сам показывал, какую позу лучше принять.

На бланке одной из работ Федора Васильевича мы действительно прочитали, что его ателье находилось, в том числе, и на «Благовещенской улице, недалеко от женской гимназии». Но в данном случае совершенно очевидно, что фотография, о которой идет речь, снята не в колесовских декорациях. Судя по фону, на котором снялись девушки, фотографировались они в ателье Н.К. Козина.

Вот здесь и начинается небольшая путаница, в которой авторам, увы, никто не может помочь разобраться. В семье Колесовых сохранилось воспоминание о пожаре, погубившем фотоателье, после чего Федор Васильевич свое дело больше не восстанавливал и стал работать в других фотографиях. Но вот представления о том, когда же это произошло, сильно расходятся: либо 1919-й, либо начало 30-х. И о каком ателье идет речь: на Благовещенской или на улице им. И.А. Симонова, 7 (бывший Красный переулок), которое помнят многие и, в первую очередь, Ольга Федоровна Гандина, урожденная Колесова, с детства помогавшая в работе отцу? Последнее, как говорят, существовало и в годы НЭПа. Племяннику фотографа В.П. Колесову запомнилось в нем чучело волка, возле которого любили фотографироваться дети.

Кстати, данное свидетельство неслучайно. Федор Васильевич был страстным охотником, держал охотничьих собак, которых обучал сам. Сам же изготовлял и чучела животных и птиц: дочери вспоминали, что в фотографии использовались еще чучела медведя и глухаря. Недаром одним из мест работы Ф.В. Колесова станет позднее фотография общества «Охотник».

Но вернемся на улицу им. И.А. Симонова, 7. Говорят, что это был первый собственный дом Колесовых в Вязниках, до этого же большая семья снимала квартиру. Вместе с Федором Васильевичем жили его родители, а у него самого было пять детей. Младший из них, Василий Федорович, пропал без вести в 1941 году. Жизнь старших - Николая и Екатерины, была связана с вязниковскими предприятиями. А вот Ольга и Зоя, как это часто бывало в семьях фотографов, пошли по стопам отца и после гибели его собственного заведения вместе с ним переходили из одной фотографии в другую. Зоя Федоровна в основном занималась печатью фотографий, а Ольга Федоровна - ретушью.

По записям в трудовой книжки О.Ф. Гандиной (Колесовой) можно в какой-то мере проследить за передвижениями и самого Федора Васильевича: 1937-1939 годы - Вязниковский краеведческий музей, затем вплоть до 1951 года - артель «Бытовик», в 1952-1957 годах - общество «Охотник», с 1957 по 1968 - снова артель «Бытовик», преобразованная затем в комбинат бытового обслуживания...

4 марта 1953 года в Вязниковской газете «Сталинское знамя» появилась заметка о работе фотографии добровольного общества «Охотник: «В прошлом году в городе при добровольном обществе «Охотник» открылась электрофотография. Старейший фотограф города, известный своим незаурядным мастерством в этом деле, тов. Колесов вначале с большим усердием выполнял каждый заказ. Всякий, кто получал фотокарточку, не мог не замечать, сколько труда было положено фотографом для того, чтобы с помощью ретуши сделать снимок как можно лучше. Безусловно, что такая добросовестность не осталась незамеченной: фотография за короткий срок приобрела большую известность и большое количество заказчиков».

Именно в этих строках хорошо описан мастер, становление которого проходило еще до революции, старая «школа», уважительное отношение к клиентам - все то, что и снискало популярность Ф.В. Колесову, к тому времени фотографировавшему вязниковцев уже 45 лет.

Авторы статьи: Г Мозгова, В Борисов
Дата: 1900 - 1960
Теги: