2023.02.04 Интервью с Дарьей Наумовой
Дарья Наумова в ВШЭ
Наверное, тогда я впервые увидел выступления Дарьи Наумовой из ДШИ им. Л.И. Ошанина. Она выступала сольно на фортепиано и аккомпанировала вокалистам.
Уровень её мастерства можно было сравнить с уровнем преподавателя, что вызывало интерес, уважение и восхищение одновременно.
Думая о новом интервью, я вспомнил эту историю и решил пообщаться с Дарьей, которая на сегодняшний день является выпускницей ДШИ им. Л.И. Ошанина, СОШ № 4 и студенткой 2 курса ВШЭ.
Добрый день, Даша!
Здравствуйте!
Расскажи, как ты пришла в музыкальную школу?
Это очень интересная история. У меня папа музыкант, и когда мне исполнилось шесть, меня спросили: “А не хочу ли я попробовать?” .
Папа играет на духовых инструментах. И мне предложили попробовать пойти в музыкальную школу, в которой когда-то учился мой папа. Он один из первых учеников ДШИ им. Л.И. Ошанина (тогда ещё музыкальной школы).
И я сразу почему-то сказала, что хочу пойти на фортепиано.
Когда я должна была перейти во второй класс в обычной школе, в к онце весны мы пошли на прослушивание в ДШИ - там сначала проверяли, есть ли у меня чувство ритма и слух. Тогда же меня заметила и взяла в свой класс моя преподавательница, с который мы работали потом на протяжении многих лет.
То есть учёба на фортепианном отделении - твой выбор.
Да, фортепиано - это был только мой выбор. Мне сказали: “Куда хочешь, туда и пойдёшь”. Если бы я сказала, что я не хочу вообще заниматься музыкой, то меня бы родители насильно не заставляли.
В детстве я ещё занималась гимнастикой. Мои родители делали всё возможное, чтобы я занималась тем, что мне нравится.
У тебя достаточно рано начались конкурсы, в том числе, всероссийские. Как вы готовились к ним? Насколько было сложно справляться с волнением?
Мои первые конкурсы начались, когда я была во втором классе музыкальной школы. Тогда я участвовала в конкурсах в Дзержинске и в Суздале. Я не помню, чтобы я переживала. Программу для конкурсов обычно готовят целый год, так было и у меня.
Я просто делала то, что мне сказал преподаватель, и не думала о том, что мне придётся играть это на каком-то важном конкурсе пе ред какими-то важными людьми. Не могу сказать, что, когда я была маленькая, я нервничала и переживала.
Один из первых конкурсов - "Ковровская Масленица"
Можешь назвать природу такого волнения? Это связано с тем, что ты чего-то уже достигла, и тебе страшно сделать ошибку? Либо у тебя какая-то своя ответственность за результат?
Ответственность за ошибку, скорее, относится к выступлениям, когда ты выступаешь в родных стенах, когда ты знаешь, что в зале сидят люди, которые уже давно тебя знают. Например, на концертах в той же школе искусств.
Качество выступлений - непостоянная вещь. Ты можешь в один день сыграть замечательно, а на следующий день выйти на сцену и сыграть совсем нехорошо.
Конечно, когда ты выступаешь перед знакомыми людьми, такое волнение имеет место быть, потому что хочется показать себя в лучшем свете.
Выступление в ДШИ им. Л.И. Ошанина. Зональный конкурс пианистов "Волшебные клавиши"
Конечно, не всегда это получается. Замкнутый круг! Ты понимаешь, что тебе нужно выйти и хорошо сыграть. А чтобы хорошо сыграть, нужно не нервничать. Но ты нервничаешь, потому что ты хочешь хорошо сыграть.
С этим не всегда получается бороться, и это довольно забавное ощущение. Я сейчас вспоминаю его с теплотой, потому что довольно редко выхожу на сцену.
Наталья Николаевна Макушина и Дарья Наумова на конкурсе "Бегущая по волнам" (г. Владимир, 8 января 2016). Даша стала лауреатом III степени.
Я заканчивала два отделения: фортепиано у меня вела Наталья Николаевна Макушина, вокал - Ирина Михайловна Гусева. Но ещё были и другие предметы.
Я как концертмейстер работала с Верой Олеговной Климкович. Теорию музыки у меня вела Ирина Владимировна Сибирцева.
У учащихся ДШИ есть такой учебный момент - самостоятельные занятия дома. Те, кто не в семье музыкантов, обычно их пропускают и приходят только в школу на занятия.
В твоем случае, насколько были важны занятия дома?
Бóльшая часть работы музыканта - это домашние занятия.
У меня был период, когда мне дома не хотелось заниматься. Это очень тяжело, потому что у меня была концертная деятельность и конкурсы, а энтузиазма учить программу не было вообще. Тогда огромную роль, конечно, сыграли родители, которые настойчиво просили меня позаниматься хотя бы немного.
В остальном, я сама понимала, что это нужно только мне. И если я не буду заниматься, то не буду участвовать в концертах, не буду участвовать в конкурсах. А это моя самая любимая часть “музыкальной жизни”.
Олеся Швец (гран при) и Дарья Наумова (лауреат 1 степени) на межрегиональном фестивале-конкурсе "М-фестиваль" в г. Муром (1 декабря 2017)
Я училась 9 лет. Фортепьяно занималась вплоть до моего 10-го класса в обычной школе.
Почему не выбрала музыку в итоге?
Я могу назвать три причины.
Во-первых, я довольно быстро могу от чего-то устать. А когда ты музыкант, ты просто обязан каждый день N-ное количество часов уделять игре на инструменте.
Мне иногда нужно отдохнуть, забыться и потом с новыми силами вернуться. Когда ты учишься в музыкальном учебном заведении, у тебя такой возможности нет.
Когда же ты учишься где-то в ином месте, например, на экономике, у тебя огромная вариация различных предметов, и ты просто не успеваешь от чего-то устать. Ты всё время меняешь вид деятельности. И это, наверное, сыграло одну из важных ролей.
Во-вторых, в музыке гораздо сложнее зарабатывать.
В-третьих, я очень трепетно отношусь к критике.
Любое зарабатывание денег связано с оцениваем тебя и твоей работы другими людьми. Если ты экономист и работаешь, например, в найме, то, когда ты сделал плохие расчеты, придёт работодатель и скажет: “Ну-ка переделай, получилось плохо”. Ты чуть-чуть расстроился, переделал, но, в целом, не сильно переживал по этому поводу.
Когда же ты музыкант, то ты можешь выйти, сыграть произведение на сцене, которое у тебя очень отзывается, связано с твоей личной историей, а в ответ получить: “Ну, слушай, что-то как-то не то. Что-то ты плохо сыграл”.
Такая оценка меня бы очень расстроила. Когда ты связан с музыкой, ты ведёшь разговор с душой. И когда кто-то начинает тебя оценивать со своей точки зрения, “влезая” таким образом в твоё личное пространство, очень тяжело потом вкладывать в выступления всю душу.
Поэтому я сделала выбор в пользу чего-то более академического. Но не забыла про музыку, она всё время со мной. Сейчас я в свободном полете, занимаюсь тем, что мне нравится.
“Свободный полёт” - это значит, что у тебя есть фортепиано или синтезатор, и ты играешь на нём?
У меня есть фортепиано дома, поэтому играю на нём, но только на выходных. Учу произведения, которые мне нравятся, и играю их так, как мне нравится. Выступаю с ними, но нечасто.
Среди музыкальных конкурсов, фестивалей, в которых ты участвовала, какие ты можешь выделить и рекомендовать к участию?
Мне очень запомнился Международный конкурс пианистов имени В.Ю. Виллуана. Я стала его лауреатом. Мы с преподавателем участвовали в номи нации “Ансамбли”.
Атмосфера была просто потрясающая. Я помню, что после конкурса был гала-концерт. Там я познакомилась с несколькими ребятами, которые в нём участвовали. Это был период, когда я занималась с наибольшим энтузиазмом.
Когда приехала домой, я была готова днями и ночами заниматься, играть, пробовать что-то новое. Я помню это ощущение, это было потрясающе.
У меня каждый конкурс ассоциируется именно с людьми, с которыми я познакомилась на нём, потому что люди - мой самый большой источник вдохновения.
От всех моих конкурсов у меня очень приятные впечатления.
Я советую начинающим музыкантам участвовать во всех возможных концертах и конкурсах, потому что такие впечатления потом остаются с тобой на всю жизнь.
Наверное, я даже жалею, что в какие-то моменты отказывалась от предложений преподавателя выступить где-то. Сейчас я понимаю, что, вернувшись туда, я бы использовала все возможности.
У меня к тебе несколько вопросов про учёбу. Какие были твои любимые предметы в общеобразовательной школе?
В школе я больше всего любила литературу, алгебру и биологию. Но у меня никогда не было такого, что мне совсем не нравился какой-то предмет. Очень многое зависело от учителя. Если мне нравилось, как учитель ведёт урок, то мне автоматически нравился предмет.
Ты становилась победительницей муниципальных олимпиад, правда, я не знаю каких. Расскажи, пожалуйста, про свой олимпиадный опыт.
Я выигрывала городские олимпиады по литературе, по русскому и английскому языкам. В остальном, чаще я становилась призёром.
Мне очень нравилось участвовать в олимпиадах. Это был очень полезный опыт. После олимпиад я понимала, что есть, куда расти. Еще столько всего нового и интересного мне предстоит узнать!
Олимпиады очень мотивировали меня.
Учась в школе, ты получала стипендию “Надежда земли Вязниковской” от главы администрации района. Были ли у тебя другие стипендии?
Да, у меня была и стипендия от главы администрации Вязниковского района, и стипендия “Надежда земли Владимирской”.
На районную стипендию меня номинировала моя общеобразовательная школа, а областную стипендию я получила как пианистка.
Ты говорила про то, что тебя вдохновляют люди. Можешь назвать несколько таких людей, которые, возможно, живут и работают в Вязниковском районе?
Меня очень вдохновляет моя преподавательница по фортепиано - Макушина Наталья Николаевна.
С Натальей Николаевной на Вечере встреч выпускников ДШИ им. Л.И. Ошанина (28 января 2023)
Я всё время со стороны это наблюдаю. Даже сейчас я периодически прихожу к ней в школу искусств поиграть или просто поговорить и обращаю на это внимание. То, с каким трепетом она говорит о своих учениках, с каким энтузиазмом и огоньком в глазах она говорит о музыке, как она спустя столько лет волнуется, выходя на сцену - это показывает её огромную любовь к своему делу. И это не может не восхищать! На самом деле, людей, которые настолько горят своим делом, не так много, и мне очень повезло, что они есть в моем окружении.
Кроме того, меня очень вдохновляют люди, с которыми я сейчас нахожусь в Москве, мои друзья и преподаватели.
Но если говорить о тех, кого знает большинство, - мне очень нравится Денис Мацуев как пианист. Я была на его концерте в Суздале. Он приезжал во Владимирскую область на “Новые имена” (это летняя школа). Я смогла побывать на его концерте, и это было великолепно! Во-первых, сам Суздаль - очень красивый город, и концерт на открытом воздухе летом - прекрасное времяпрепровождение. Во-вторых, сам концерт был прекрасен, огромная отдача от музыкантов. А ещё после концерта Денис Мацуев дал мне автограф! Я очень вдохновленная приехала домой.
На концерте Дениса Мацуева
Общаясь с ребятами-сверстниками, ты замечаешь, что они не готовы поддержать тебя в развитии. Было ли это для тебя проблемой?
Я не могу сказать, что мои сверстники как-то сильно интересова лись моей деятельностью, связанной с музыкой. Но я из-за этого не переживала. Друзья меня поддерживали, и мне хватало этой поддержки.
Но и не могу сказать, что я особо делилась своими достижениями. На следующий день после конкурса приходила в школу, и всё было как обычно. Хотя внутри, конечно, было ощущение ликования и эйфории от выступления. Но я делилась этим только с самыми родными и близкими.
Есть ли у тебя упущенные возможности, о которых если не жалеешь, но которыми воспользовалась бы, будь у тебя второй шанс?
Не могу сказать, что я о чём-то прямо “жалею”.
Когда я училась в музыкальной школе, я упустила довольно много концертов и конкурсов, мастер-классов, других мероприятий, которые могла бы посетить. Сейчас бы я старалась ухватиться за каждую такую возможность.
Наверное, больше бы участвовала мероприятиях не только в музыкальной, но и в обычной школе. Мне кажется, что школа - самое подходящее время создавать себя, пробовать себя в абсолютно разных сферах. Вообще, конечно, никогда не поздно пробовать новое. Просто в школе тебя мало что ограничивает; ты можешь участвовать во всев озможных квизах, викторинах, олимпиадах.
Это действительно интересно, ведь это позволяет завести новые знакомства. А знакомства с заинтересованными людьми - это всегда мотивация и новые эмоции.
Есть два полярных мнения на этот счёт. С одной стороны, не стоит распыляться на много активностей, потому что время ограничено. С другой стороны, чего-то не попробуешь - потом будешь сожалеть.
Как найти баланс между “хочу попробовать всё” и “хочу стать крутым в чём-то”?
Я как раз такой человек, который очень сильно распыляется, если это можно так назвать. Естественно, я задумываюсь о том, что, если бы я тратила все силы только на экономику, то, наверное, имела бы бóльший опыт в этой сфере.
Но я стараюсь развивать себя всесторонне, занимаюсь как своими основными дисциплинами, так и чем-то для души. Для того, чтобы стать культурно развитым человеком, разбираться в одной сфере недостаточно.
Поэтому я делаю всё, что от меня требуется как от студента университета, и стараюсь находить время на то, чтобы пробовать себя в чём-то новом.
Конечно, я не забываю музыку. Если есть возможност ь где-то сыграть, я играю. Я пробую себя в научной деятельности, посещаю студенческие мероприятия, начинаю участвовать в кейс-чемпионатах. Стараюсь напоминать себе о том, что главное - путь, а не результат, и не спешить.
Сейчас мой приоритет - понять, в какой сфере хочу развиваться. Экономика - это очень широкая специальность. Ты можешь заниматься IT, финансами, консалтингом, да чем угодно! В Вышке даже были случаи, когда люди после эконома становились дизайнерами одежды.
Когда искать себя как не сейчас?
Наверное, можно сказать, что я распыляюсь. А как иначе понять себя?
То есть всё под контролем.
Да, всё под контролем!
Насколько сложно было адаптироваться к требованиям ВШЭ (Высшей Школы Экономики)? И насколько вязниковское образование сейчас конкурентоспособно?
Учёба в Вышке базируется на самодисциплине. Очень большая часть материала отводится на самостоятельное изучение. Тебе дают список литературы, читают лекции, а изучаешь, разбираешься ты по большей части сам.
Когда ты в школе, то знания тебе дают в готовом виде. Это не особенность конкретно вязниковского обр азования, так везде.
Я, например, к ЕГЭ готовилась, в частности, в онлайн школах, и там большое внимание нужно уделять самодисциплине. Никто не контролирует, делаешь ли ты домашнюю работу, смотришь ли вебинары.
В этом плане мне было проще, потому что я уже была готова к тому, что только я несу ответственность за свою учёбу. Но многим ребятам было сложно. Это действительно важный этап, формирующий, как мне кажется, взрослую позицию.
Что касается сложностей именно в освоении предметов, то мне действительно было сложно, но я довольно быстро сориентировалась и “поймала волну”.
Первый месяц (сентябрь) для меня был крайне тяжёлым. Во-первых, потому что я переехала в Москву. Мне было сложно адаптироваться к большому городу. Во-вторых, на это ещё накладывалась гора новых предметов: математический анализ, линейная алгебра и прочие. И всё на очень сложном научном языке. Сначала я не понимала абсолютно ничего. Но со временем ты начинаешь привыкать, проще относиться, больше верить в себя и правильно организовывать время.
В итоге я закрыла оба семестра первого курса на отлично. Сейчас я работаю ассистенто м у преподавателя, веду консультации по математическому анализу. Я рада, что именно такой путь я прошла на первом курсе: сложный, но очень интересный.
Могу сказать, что учиться сложно даже тем, кто окончил лицей при Вышке. Своей школе я очень благодарна, потому что мне дали очень хорошую базу, и этой базы мне было достаточно, чтобы учиться в университете.
Звучит всё здорово.
Трудности есть и будут, поэтому желаю успешно с ними справиться и реализовать свои планы на жизнь.
Спасибо, Даша, за интервью!
- Гусева Ирина Михайловна
- СОШ № 4 (Вязники)
- Надежда земли Владимирской (стипендия)
- Нижний Новгород
- Новые имена (международная летняя творческая школа, Суздаль)
- Сибирцева Ирина Владимировна
- ВШЭ
- Олимпиады
- Наумова Дарья
- ДШИ им. Л.И. Ошанина
- Мацуев Денис Леонидович
- Вязники
- Макушина Наталья Николаевна
- Сашин Александр Евгеньевич
- Надежда земли Вязниковской (стипендия)
- Дзержинск
- Суздаль
- Международный конкурс пианистов имени В.Ю. Виллуана
- Климкович Вера Олеговна
- Москва