Легенды и очарование озера Кщара
На самой границе Владимирской и Ивановской областей, в самой северной части Вязниковского района есть удивительное по красоте и степени притягательности место — озеро Кщара.
От Владимира до этих мест около 130 километров. В той лесной стороне, удалённой от населенных мест и иных благ цивилизации, затеряны по подчас непролазным дебрям немало и других природных водоёмов. Некоторые из озёр ничем не уступают Кщаре, а иные даже превосходят его размерами и обилием рыбы, например, озеро Святое (в 20 километрах севернее). Но почему-то именно Кщара пользуется особой популярностью и поистине всероссийской известностью. Более того, название этого озера является общим наименованием всех его окрестностей.
— Едем на Кщару! — бодро информируют знакомых очередные «робинзоны», хотя на самом деле собираются разбить лагерь на соседних Горавах (их ласково называют «Горавки») или на Юхоре. Но все равно — на Кщару!
Начиная с ранней весны и кончая поздней осенью, туда начинается настоящее паломничество любителей активного отдыха, рыбалки и экстремальных путешествий. Без экстрима не обойтись — добраться к заповедным озёрам достаточно непросто.
В прежние десятилетия большинство туристов топали на Кщару пешочком, а самые «продвинутые» крутили педали велосипедов, хотя немалую часть пути эту технику приходилось «вести в поводу» по лесным дорогам с зыбучими песками. На автомашинах туда могли отправиться лишь немногие — легковушки вязли в тех же песках, а грузовики принадлежали исключительно различным организациям и использовать их в туристических целях могли разве лишь большие начальники.
С размножением на бескрайних российских просторах внедорожников, особенно импортного производства, Кщаре стал угрожать год от года нарастающий наплыв туристов — по большей части из Москвы и Нижнего Новгорода. В этих мегаполисах и людей много, и крутых авто предостаточно. От избытка экскурсантов природа заклязьменских озёр несёт потери. Одним из самых масштабных бедствий последних лет стали сильные лесные пожары на Кщаре в 2003 году. Тогда на самом берегу сгорела часть уникального соснового бора, после чего живописнейшие места стали напоминать место падения Тунгусского метеорита. Говорят, что пожар начался от искр кем-то оставленного костра. Кстати, 4 года назад для эвакуации туристов, оказавшихся среди полыхавшего леса, пришлось задействовать не только тяжёлую технику, но и вертолёт.
Как и любой экзотический природный объект, Кщара имеет свои легенды. Первая из них относится к названию озёра. Из статьи в статью, из книги в книгу кочует расхожая версия, что слова «Кщара» переводится с некоего древнего языка как «иди и смотри». Кто сумел таким образом «перевести» имя озера — неизвестно. Однако если отвлечься от сказок, нельзя не видеть, что название как озера Кщара, так и ряда соседних озёр — Юхор, Санхар, Поныхарь, Нельша — все они бесспорно мерянского происхождения. Больше тысячи лет назад жил в тех местах народ из угро-финского племени меря, который и дал названия местным озёрам и рекам. Потом это племя растворилось в славянском окружении, а загадочные имена на забытом и до конца не изученном «мёртвом» языке остались до сих пор. Ученые единодушны во мнении: корень «ар» или «яр» в названиях многих озёр и рек означает «вода». То есть в старину аборигены нарекали озёра, скажем, так: «светлая вода», «тихая вода», «вода среди сосен». Поэтому названия у водоёмов разные, а сочетание «ар» («ор») или «яр» присутствуют обязательно. Причём не только в России. Например, третий по величине город Эстонии Кохтла-Ярве тоже именуется в честь древнего озера.
Вторая легенда озера Кщара утверждает, что это озеро, как и все соседние, связаны между собой подземными каналами-протоками. Этакое подводное «метро»! Специальные исследования, которые ещё в 1970-х годах проводили в окрестностях Кщары учёные Горьковского университета, действительно установили, что озера «связаны между собой подземными водотоками». Говорят, чтобы установить этот факт, использовали специальный красящий порошок — яркого синего цвета, но совершенно безвредный для окружающей среды. Его растворили в воде одного из озёр, а спустя некоторое время анализ показал, что неуловимо для глаз, но существенно для приборов поменялся цвет воды и расположенного в четырёх километрах соседнего водоёма.
Третья легенда Кщары является мотивом известного рассказа о граде Китеже. Мол, давным-давно там на берегу стояло село с церковью, которое при приближении отряда врагов со страшным шумом ушло под воду. А в память о не покорившихся местных жителях, наводя ужас на незваных пришельцев, по Кщаре стал передвигаться таинственный плавучий остров, населённый духами предков. В этом предании, как ни странно на первый взгляд, немало объективных фактов. Озеро Кщара, как и его соседи, карстового происхождения. Обрушения берегов, целых групп деревьев в воду нередко случаются там и в наше время. Поэтому вполне допустимо, что когда-то могла рухнуть в озеро и построенная на берегу церковь. Реально существует и «плавучий остров». Он настоящий, хотя и не «плавающий» — просто бугорок над водой, на котором лесные дебри в миниатюре. В утреннем тумане порой действительно кажется, что остров движется, «плывет». Отсюда и легенда.
Кстати, именно мотив «плавучего острова» использовал в 1990 году кинорежиссёр Андрей Ростоцкий, проводивший на озёрах Кщара, Тоньки, Налша натурные съемки художественного фильма «Зверобой» по одноименному роману Фенимора Купера. Но если «индейские» пироги и плавучий форт «белых братьев» рассекали озёрные волны лишь во время кинодублей, то на озере Санхар в 6 километрах восточнее Кщары до сих пор можно видеть и небольшую парусную яхту, и яркие паруса виндсёрфингов — там расположен испытательный полигон Института прикладной физики РАН.
А то, что Кщара официально является самым глубоким водоёмом Владимирской области — факт бесспорный. Считается, что глубина озера достигает 65 метров, но многие «завсегдатаи» тех мест утверждают, что Кщара местами ещё глубже. При общей площади Кщары в 132 гектара получается, что это огромный природный резервуар. Вода Кщары и окрестных озёр очень прозрачна и по составу схожа с минеральной, там растворено много различных солей. В небольшом озере Светленькое (южнее Малых Горав), например, вода вообще горькая на вкус! Однако на обилии рыбы это, как правило, не сказываетс я. Бывалые туристы, правда, ворчат:
— Кщара много рыбы не даст, но и без рыбы не оставит!
Тем не менее, для рыбака в тех краях настоящее изобилие — добычей могут стать ёрш, плотва, окунь, щука, налим, толстолобик, язь, елец, уклейка, снеток, линь, пескарь и золотой карась. Один из немногих местных жителей охотовед Михаил Демкин рассказывал, что в Кщаре добывали лещей весом до 11 кило! На дне озера Кщары есть рачьи норы, так что можно поохотиться и за раками. А в окрестных лесах обитают выхухоль, ондатра, бобёр, лось, куница, различные виды уток, глухарь, тетерев и рябчик. В «урожайные» годы там полным-полно грибов, а за озером Моховатое в 4 километрах севернее Кщары находится знаменитое клюквенное болото. Клюкву оттуда вывозят мешками, а её меньше не становится!
Кроме немногих егерей и охотоведов, среди лесов, озёр и болот на многие километры вокруг Кщары практически не осталось ни одного населённого пункта. Старая Почайка, Гаравки, Бельские Дворики и многие другие, когда-то многочисленные посёлки давно опустели, дома разрушились, и теперь только заросшие дороги свидетельствуют о том, что здесь когда-то жили люди. От проходившей там узкоколейки осталась лишь насыпь — не только рельсы, но даже шпалы кто-то выкопал и вывез. А о деревеньке с романтическим именем Лебединые Дворики напоминает лишь озеро Лебединое — севернее Кщары. Говорят, раньше там жили лебеди. Сегодня осталось только название.
Рассказывают, что в лесах близ Кщары и дальше на восток можно встретить кого угодно. Прежде там скрывались беглые зэки из колоний Ивановской области, нередко пугая отдыхающих; взрывая и без того непроезжие дороги, забредает в озёрный край военная техника из Гороховецких лагерей. Бывалые туристы шутят: в этих глухих местах с одинаковой вероятностью можно случайно встретить ревущего медведя и ревущий танк, мощного кабана-секача и ещё более мощную самоходную гаубицу!
Оценить прелесть тех мест способен, конечно же, лишь тот, кто побывал на Кщаре, оценил самую мягкую и кристально-прозрачную воду Больших и Малых Горав, всматривался в поисках лебедей на Лебедином, любовался отражением сосняков и тонущих в воде облаков на Юхоре. Этот редкий уголок первозданной природы необходимо всячески сохранять от всё более гро зно наступающей на него цивилизации. Чтобы и будущие поколения могли представить целый мир манящих красок, звуков и запахов при упоминании загадочного названия — Кщара.
«Владимирские субботние ведомости». 4 августа 2007 года