Глава I. Первая часть. От крепостного права к приобретению свободы (начало XVII века - 1827). "Сеньковы. История семьи"

Первые сведения о семье

Первый крепостной Иван Васильевич Сенько́в. В начале XVII века появляется первое упоминание о Сенько́ве. В рукописном списке, одном из тех, которые предназначены для упорядочения земельных владений (1628-1630), на землях Богоявленского монастыря на реке Мстёре1, небольшом притоке Клязьмы, упоминается крепостной Иван Васильевич Сенько́в2.

Сенько́вы были родом из земель к северу от Владимирской области, где они завершили свои странствия и стали постоянной и активной частью местного населения. Они приехали из Вышнего Волочка. Точно неизвестно, когда и почему они переехали из своей родной области южнее, в центральные земли.

Весьма вероятно, что причина кроется в потрясениях, связанных с завоеванием Новгорода и его земель Иваном III (1478). Новгород, город-государство наподобие итальянских, имел процветающие торговые связи с Западом. Он был частью Ганзе́йского союза и во время войн против Литвы и Польши встал на их сторону.

Иван III, князь Московский, который разбогател, выступая в качестве сборщика налогов в пользу монголов и становясь всё более могущественным, не мог допустить существование не слишком далёкой соперничающей державы, которую он считал опасной. Поэтому он напал на Новгород и подчинил его. Он лишил местных жителей их имущества и насильственно выселил их из родной области, принуждая к скитальческой жизни, полной лишений и бедности, в то время как другие семьи, пришедшие из московского региона, занимали их место. Москвичи совершенно не обращали внимания на международную торговую практику. Так была утрачена торговая традиция Великого Новгорода.

В дополнение к обстоятельствам принудительного изгнания из земель, перешедших от новгородского подчинения к московскому, для объяснения перемещения Сенько́вых можно также обратиться к древней тенденции русского населения к кочевому образу жизни, связанной с низкой урожайностью сельскохозяйственных угодий, вызванной суровостью климата, что побуждало к постоянному поиску более благоприятных условий для жизни и работы.

В этом нет уверенности, но можно предположить, что на протяжении бесчисленных поколений семья занималась про́мыслом3 по обработке льняных волокон и, возможно, конопли. Это, в самом деле, была очень распространенная деятельность как на северных, так и на центральных землях.

Перемещения, происходившие на протяжении многих поколений, позволяют предположить, что семья не подвергалась порабощению до прибытия на земли монастыря во Мстёре, это были свободные крестьяне, переселявшиеся на новые территории, вероятно, по случаю праздника святого Георгия в ноябре, как это было принято в конце урожайного года.

Можно выдвинуть множество гипотез о начале крепостно́го пра́ва для Сенько́вых. Драматический период, который переживала Россия в начале XVII века, ознаменовал начало многолетнего крепостно́го пра́ва для огромной части российского населения. Часто случалось, что из-за голода крестьяне залезали в долги перед землевладельцами. В этом случае они не могли перемещаться до погашения долга (его называли кабала́, что также переводится как "asservimento" ("закрепощение")). В особых условиях голода или кризиса они не могли освободиться от долгов, фактически становясь привязанными к этим землям.

Период, известный как "Смута" (1598-1613)

Семья Сенько́вых прибыла на московские земли, по-видимому, в конце XVI - начале XVII века, в один из самых "смутных" периодов в истории России.

В то время нищета населения Центральной России была ужасной. Люди умирали от голода на улицах; в частности, с 1601 по 1603 годы был очень серьёзный голод, за которым следовали эпидемии.

Только в столице от голода и болезней умерло около 100 000 человек4. Всё было парализовано и разрушено: работа, торговля, про́мыслы. Несомненно, семья, о которой мы говорим, также столкнулась с этими ужасными трудностями. Их история может быть отождествлена с историей тысяч их несчастных современников.

Иван IV Васильевич, прозванный Грозным (1533-1584), в одном из своих приступов ярости убил своего старшего сына и наследника. Его младший сын был убит при загадочных обстоятельствах в возрасте девяти лет в городе У́глич. На троне Ивана Грозного сменил единственный оставшийся, болезненный сын, Фёдор, который вскоре умер, не оставив наследников.

Иван IV был первым князем Московии, короновавшийся царём (русский термин, происходящий от латинского Caesar), хотя титул был введён Иваном III, его дедом. Иван IV создал своего рода личную армию, отличавшуюся крайней жестокостью и абсолютно произвольными полномочиями. Воинов этой армии называли опри́чниками, они ходили в чёрной одежде и с собачьей головой на палке в качестве украшения и символа. Они нападали, уничтожали, убивали по своему усмотрению. Иван Грозный создал этот инструмент уничтожения и смерти, настоящую террористическую армию, чтобы использовать её, в частности, против бояр, которых он ненавидел, и власть которых хотел свергнуть. Множество других людей из различных социальных слоёв стали жертвами этой жестокости. Таким образом, поистине грозный царь уничтожил значительную часть экономики своего собственного царства.

Лишь некоторые крупные дворяне, такие как Ромодано́вские, смогли спастись от войны, направленной против их власти, и смогли накопить запасы продовольствия и богатства, которые позволили выжить многим другим людям. Это позволило им собрать вокруг себя многих бедняков, которые, чтобы не умереть с голоду, продавали себя в качестве крепостных крестьян, то есть навсегда, связывая таким образом себя и своих потомков с этой судьбой.

Как уже было сказано, были и те, кто просто влезал в долги, но, не сумев затем выплатить свою кабалу́, становились фактически крепостными крестьянами.

Так можно объяснить начало крепостного права для семьи, которое продлилось два века и через многие поколения5.

Новая ситуация полной социальной и гражданской зависимости не изменила у Сенько́вых вид ремесла, который, как уже говорилось, вероятно, было частью семейной традиции на протяжении нескольких поколений. Район Богоявле́нского монастыря на Мстёре, небольшом притоке реки Клязьмы, как раз входил в число тех, где производили лён. Со временем здесь возникла слобода́.

Богоявленская слобода́ при Ромодано́вских

Примерно к середине XVII века экономическая ситуация в России нормализовалась. В 1613 году на Зе́мском собо́ре, что представлял собой своего рода широкий совет всех московских дворян, был избран на царство шестнадцатилетний Михаил Рома́нов. Ему, слишком молодому, чтобы править в одиночку, в нелёгком деле помог его опытный отец Фёдор, который долгое время жил в изгнании. Вернувшись на родину, он оказал решающее влияние на административное и политическое преобразование.

В 1626 году был проведена поземельная инвентаризация земельных владений с переписью соответствующих крепостных. Дело в том, что многие из бедняков, которые продали себя в рабство из-за голода, по прошествии наиболее критического периода стремились вернуть свою свободу, пытались бежать и не хотели признавать крепостное право, связанное с тем исключительным периодом.

Дворяне-землевладельцы обратились к царю с просьбой подтвердить их права на земли и крепостных. Этот первый документ сожгли. Конечно, он устраивал не всех. Был составлен новый в 1628-1630 годах. В нём появился первый Сенько́в по имени Иван.

Те, кто имел несчастье стать крепостными крестьянами, в большинстве своём уже смирились с этим и несли своё ярмо, конечно, в то время очень тяжёлое, как могли.

К середине века слобода́ Мстёра (тогда ещё Богоявле́нская), где были крепостными Сенько́вы, принадлежала князьям Ромодано́вским. Считаю полезным вставить несколько сведений об этой могущественной семье, так как из их истории можно предположить события, происходившие с их крепостными. О последних, в то время крайне бедных, не существует прямых свидетельств.

Иван IV, как мы видели, яростно преследовал во время своего правления тех дворян, которые не демонстрировали ему полное подчинение. Князья Ромодано́вские, очевидно, сумели заслужить его расположение, угождая ему или, возможно, даже помогая ему в его разрушительной деятельности. Ромодано́вские, татарского происхождения, дальние родственники и наследники по женской линии семьи Староду́бских, стали владельцами Мстёры во времена царя Петра Великого. На протяжении поколений они часто проявляли жестокость и беспощадность, как, например, князь Фёдор Юрьевич, о котором я расскажу позже.

Многие исторические и географические сведения, приведённые здесь, взяты из книги "Мстёра" Николая Григорьевича Дмитриева.

Другим источником информации об этом месте является туристический буклет6, а также статьи, опубликованные в газете "Маяк" в Вязниках под редакцией местных историков.

В 2003 году администрацией города Вязники был издан школьный учебник по истории Вязников. Из него я также почерпнула информацию.

Первые сведения, относящиеся к 1626 году, упоминают пого́ст (небольшое кладбище) в окрестностях монастыря, среди крестов которого стояли первые избы.

Местное население всегда проявляло активность в различных видах ремёсел. В частности, процветала иконописная деятельность, которая вскоре стала известна по всей России и стала очень прибыльной. После революции 1917 года, осуждавшей народную религиозность, она была преобразована в ремесло "scatole dipinte" ("расписных шкатулок"), которое до сих пор пользуется заслуженной славой.

В монастыре уже в первые десятилетия XVII века действовала настоящая школа иконописи. На стиль икон Мстёры повлияло то, что после реформы Никона (1650-е годы)7 жители слободы́, в значительной своей части, остались "старообрядцами". Следовательно, их иконография основывалась на древнем стиле, в котором верующие узнавали себя8.

Недавно был опубликован каталог музея Мстёры со всеми наиболее представительными миниатюристическими произведениями города и списком основных художников, живущих или умерших, которые создавали там свои шедевры9.

Там также можно найти примечательные предметы из серебряной филиграни, а также превосходные работы вышивки и ткачества, все из которых являются местными ремёслами. Очень было развито льняное ткачество с характерными узорами и цветами, которые отличали их изделия от изделий из других мест.

В то время, о котором мы сейчас говорим, в слободе́ насчитывалось 345 душ. При московской усадьбе князей трудились художники из Мстёры. Сохранились некоторые их имена: Григорий Го́лосев, Савелий Ники́форов, Семён Семёнов. Поскольку было экономически нецелесообразно использовать художников-иконописцев или умелых ткачей льна в ба́рщине, князья-хозяева получали от своих крепостных дань в форме обро́ка.

Вероятно, что и Сенько́вы, как и другие крепостные слободы́ Ромодано́вских, платили обро́к10, искусно обрабатывая лён, учитывая их семейную традицию.

В 1687 году князь Ромодано́вский построил на территории монастыря новую церковь Благовещения (Богоявле́нскую), которая, возможно, должна была составить конкуренцию аналогичному храму, построенному четыре года назад в недалёком селе Вя́зники.

Поводом для строительства этой новой церкви, на которую князь не пожалел средств, стала неудачная экспедиция того же года князя Василия Васильевича Голи́цына, фаворита регентши, царевны11 Софьи, против крымских татар. Армия Голи́цына была спасена крепостными рекрутами Ромодано́вского12. Возможно, что среди бедных крепостных, отправленных в знойную татарскую степь, был и какой-нибудь несчастный член семьи, о которой мы говорим.

В благодарность за спасение русской армии князь Ромодано́вский решил построить храм, вдохновлённый архитектурой монастыря Святого Сергия, с участием архитекторов и мастеров из Москвы. Рабочую силу составляли крепостные князя, и, конечно, в их числе был кто-то из Сенько́вых. Формы храма, несмотря на некоторые иностранные влияния, выполнены в московском стиле13.

Князь Фёдор Ромодано́вский, московский воевода и первый начальник русской тайной полиции, жил в окружении азиатской роскоши, и, когда переезжал, имел свиту из пятисот человек. Он был одним из самых доверенных друзей Петра Великого (1682-1725), который обращался к нему даже с титулом госуда́рь, титулом, обычно принадлежащим только царствующему правителю.

Когда Пётр впервые покинул Россию с Великим посольством (1697-1698), он поручил безопасность Москвы этому человеку. Фёдор Юрьевич Ромодано́вский, известный своей решительностью и жестокостью, был среди обвинителей и палачей мятежных стрельцо́в и играл важную роль в страшных репрессиях и уничтожении этого устаревшего и враждебного Петру корпуса профессиональных военных14.

Интересно, как жили крепостные, подчинённые хозяину, способному на такие жестокости? Они, вынося тяжёлые лишения, отчаянно работали на себя и на хозяина, экономили на протяжении десятилетий, несмотря на многочисленные трудности сумели улучшить своё экономическое положение.

Император Пётр Великий в тот же период, хорошо понимая необходимость развития мануфактур в России, предпринял множество инициатив, таких как введение законов, направленных на стимулирование промышленного развития. Кроме того, ориентируясь на западные достижения в различных отраслях, он, как известно, создал с нуля флот, для которого требовались паруса и канаты. Отсюда и особый интерес к текстильным производствам. Но они также были необходимы для того, чтобы как можно меньше зависеть от импорта для нужд армии.

История земель Богоявле́нского монастыря на Мстёре и их крепостных, начиная с XVIII века. Графы Па́нины

Земли на реке Мстёре с их крепостными, среди которых были Сенько́вы, начиная с начала XVIII века, несколько раз меняли владельцев, пока во второй половине того же века не оказались под управлением графов Па́ниных, известных своими гуманитарными и просветительскими идеями15. Возможно, именно с того времени начали появляться возможности для освобождения у крепостных, когда владение ими перешло в их руки.

Графы Па́нины занимали престижные должности. Граф Никита Иванович был первоклассным государственным деятелем, который способствовал международным успехам Екатерины Великой (1762-1796). Ему также на какое-то время было поручено образование наследного императора Павла.

Брат Никиты, Пётр Иванович (1721-1789), чей красивый портрет хранится в московском Историческом музее, был назначен генерал-майором в 1755 году. Он отличился в различных войнах и, что наиболее важно для этого исследования, проявлял большой интерес к судьбе крестьян-крепостных. В 1767 году он отправил Екатерине II доклад о волнениях в деревнях и дезертирстве крестьян из дворянских имений. Пётр Иванович Па́нин выявил причины недовольства крепостных в тяжелых условиях жизни и жестоком поведении некоторых дворян и указал на необходимые меры для прекращения этих злоупотреблений.

Пётр и Никита Ивановичи входили в узкий круг лиц, который стремился ограничить абсолютную власть императрицы. Екатерина ненавидела эту группу, но была вынуждена поручить именно Петру Па́нину командование войсками, которые жестоко подавили восстание Пугачёва16.

Типичным примером крепостных, плативших обро́к, были Сенько́вы, которые занимались производством и обработкой льна на протяжении многих поколений и, несомненно, уже во второй половине XVIII века платили высокую цену. Действительно, их куста́рничество должно было процветать, если во второй половине XVIII века они открыли свою первую фабрику, что свидетельствует об их успехе.

Правление Екатерины II оказало значительное влияние на развитие ремесленной деятельности наиболее предприимчивых крепостных, какими были мои предки. Многие мелкие торговцы происходили из деревень и даже из крепостных.

Ещё в 1753 году, при Елизавете (1741-1762), дочери Петра Великого, были отменены внутренние тарифы и пошлины, что фактически привело к созданию свободного рынка и способствовало развитию мелкой торговли крестьянского и крепостного происхождения. "Профессиональные" торговцы, несомненно, чувствовали себя ущемлёнными из-за появления таких неофициальных конкурентов. Однако, для последних же начался экономический путь, который привёл многих к покупке гражданской свободы.

Путь Сенько́вых был другим, потому что он был связан не с торговлей, а с ремесленной деятельностью по производству льна. Безусловно, они начинали как кустари́, но вскоре расширились, став мелкими производителями.

Между 1767 и 1777 годами были приняты реформы, позволявшие открывать текстильные фабрики без регистрации. Крестьяне настолько увеличили количество ткацких станков, что превратили свою куста́рную деятельность в текстильные мануфактуры, которые дали работу сотням людей.

Многие из них всё ещё оставались крепостными, лишёнными гражданских прав, в том числе права собственности с юридической точки зрения. Но когда законные владельцы этих крепостных имели твёрдые этические принципы, они признавали фактическую собственность этих благ за своими подчинёнными, которые добились этого лишь благодаря огромным личным усилиям.

Другим менее удачливым крепостным, напротив, приходилось сталкиваться с изъятием имущества со стороны беспринципных владельцев. Так случилось, например, с некоторыми крепостными Шереме́тьевых. Мы же увидим, что в истории семьи, о которой идёт речь, именно моральная целостность некоторых их владельцев обеспечила экономический прогресс и, с этим, возможность освобождения от крепостной зависимости.

Церемония освобождения проходила в присутствии семьи владельца и всех домашних работников, личных слуг и крестьян. Освобождённый, будь то купивший гражданское состояние свободного гражданина (как это было у Сенько́вых) или получивший его в дар от владельца, низко кланялся, касаясь лбом земли. Его бывший хозяин благословлял его иконой. Все присутствующие крестились, и это был кульминационный момент церемонии, которая завершалась банкетом и народными танцами.

Крепостные-мануфактурщики. Первая семейная мануфактура основана в 1763 году крепостным графа Па́нина Иваном Васильевичем Сенько́вым.

23 октября 1762 года, через год после того, как, свергнув мужа Петра III, Екатерина II стала императрицей, она разрешила членам всех социальных классов открывать предприятия везде, кроме Москвы и Санкт-Петербурга.

В этом указе императрица запретила использовать крепостных тем, кто не владел ими лично. Но семья, о которой идёт речь, уже улучшила свое экономическое положение за счёт ремесленной деятельности и, как и другие крепостные-предприниматели, сама владела крепостными17.

Безусловно, Сенько́вы уже давно готовились к выкупу и накопили необходимые деньги. Когда новые распоряжения сделали их мечту осуществимой, они немедленно воспользовались этой возможностью, проявив необходимую готовность и умение использовать возможности. Очевидно, в их человеческих качествах не было недостатка, и они оказались решающими, как и для многих других новых мануфактурщиков того времени.

Можно только представить, насколько важной была эта цель для всей семьи, члены которой, будучи солидарными, наверняка способствовали её достижению.

Этот факт, столь важный для Сенько́вых, был зарегистрирован в нескольких скудных словах в семейном Сино́дике, который в настоящее время хранится в музее Вязников.

Выкуп самых предприимчивых

Достижение такого результата, довольно распространённого явления для того времени, показывает, что, в целом, крепостные середины XVIII века уже не были настолько угнетёнными и притесняемыми, иначе подобное развитие событий было бы невозможно.

Например, Сенько́вы, как мы видели, могли продолжать работать под началом своих хозяев, графов Па́ниных, которые, несмотря на свой патернализм, не были угнетателями [прим. патернали́зм - система отношений, при которой власти обеспечивают базовые потребности граждан, а граждане в обмен на это позволяют властям диктовать модели своего поведения, как публичного, так и частного характера].

Кроме того, как я уже упоминал, дворя́не были заинтересованы в том, чтобы их крепостные производили больше и лучше, ведь обро́к, налог, который крепостные платили своим хозяевам, обычно был пропорционален их доходам. Предоставление им автономии в работе, принятие на себя ответственности, удовлетворение от накопления доходов и сбережений означало создание мощных стимулов, делая их, таким образом, "contribuenti" ("налогоплательщиками"), которые также обогащали хозяина.

Тем временем в Западной Европе началась эпоха индустриализации, которая зародилась в Англии и постепенно распространилась на внутренние области континента. Были области, где этот процесс тормозился различными факторами, такими как наличие гильдий или наличие издольщины18.

Отсутствие таких ограничений, несмотря на наличие феодального крепостничества, особенно в центральной России, благодаря ранее рассмотренным реформам, продвигаемых Петром I, Павлом I (1796-1801) и Екатериной Великой, позволило осуществить мирное естественное начало "protoindustrializzazione" ("протоиндустриализации"), которая носила преимущественно сельский характер из-за слабого развития русских городов.

Во время наполеоновских войн земли Богоявле́нского монастыря, ныне называемые Мстёра, не были фронтовыми районами, так как они находились к востоку от Москвы, но, безусловно, стали свидетелями прибытия членов эвакуированных семей, как это мастерски описано в романе "Война и мир". И в этом случае нехватку прямых сведений о семье можно восполнить, обратившись к общим историческим событиям, а также к литературе.

Производственная инициатива Сенько́вых оказалась плодотворной, и крепостные предприниматели, не жалея сил, начали накапливать капиталы. В конце XVIII века среди семи мануфактур в этом районе выделялись мануфактуры Сенько́вых и Деми́довых, все крепостные генеральши Туто́лминой, урождённой Па́ниной19.

Генеральша Софья Петровна Туто́лмина, хозяйка Сенько́вых, у которой они впоследствии выкупили свою свободу, была дочерью графа Петра. В 1809 году она вышла замуж за генерала Ивана Васильевича Туто́лмина, но детей у них не было, и после смерти её имущество досталось племяннику. Отсутствие прямых наследников, возможно, повлияло на её решение принять выкуп своих крепостных20.

Генерал Иван Васильевич Туто́лмин был известен своим великодушием и человечностью. Его могила находится в Москве, на кладбище Донского монастыря, где были похоронены многие московские аристократы (включая многих членов семьи Па́ниных). На четырёх сторонах внушительного памятника из красного порфира выгравированы четыре эпитафии. Среди них одна напоминает о его гуманитарной деятельности, особенно в период наполеоновского нашествия.

Важное подтверждение этому мы находим в бессмертном романе Льва Толстого "Война и мир", где среди множества исторических сведений о времени оккупации Москвы Наполеоном рассказывается о встрече Наполеона с генералом Туто́лминым в созданном им сиротском приюте. Генерал умер в 1815 году. Безусловно, такой гуманный хозяин повлиял на благосостояние и личное освобождение своих крепостных.

Я сфотографировала дом Па́ниных-Туто́лминых во Мстёре в январе 1999 года, то есть в то же время года, когда 171 год назад состоялась церемония освобождения семьи Сенько́вых. В этом же доме в настоящее время находится школа иконописцев-миниатюристов.

Михаил Иванович Сенько́в и российская протоиндустриализация.

После смерти основателя семейной мануфактуры, произошедшей вскоре после её основания, дело перешло к сыну Михаилу Ивановичу (1751-1814). Он и его жена, Матрёна Михайловна (умершая в 1812 году), имели троих детей: Прасковью (впоследствии вышедшую замуж в недалёком селе Шуя), Иван и Осип Михайловичи, которые унаследовали фабрику21. История их жизни будет рассказана далее.

Капиталистический дух был присущ не только Сенько́вым, но и был широко распространён, особенно в центральной России, где был распространен обро́к, а также выращивание и переработка льна и конопли.

Многие деревни стали важными промышленными центрами. Административная реформа привела к тому, что многие из этих деревень получили статус города. Другие сохранили прежний статус деревни, поскольку подчинялись поме́щикам, которые были заинтересованы в том, чтобы ситуация не менялась, так как деревни поме́щиков не облагались налогом.

В рамках этой реформы, Вя́зники, район будущего промышленного развития Сенько́вых, в 1778 году были классифицированы как город. В 1790 году Заборо́вский разработал генеральный план, который до сих пор лежит в основе структуры города, с двумя главными улицами, проходящими с востока на запад, и многими перпендикулярными улицами, соединяющими два параллельных холма (к югу - Яропо́ль, к северу - современные кварталы) с центральными дорогами. В конце двух холмов открывается равнина аллювиального происхождения [прим. aллювиа́льный - наносной, располагающийся в поймах рек], образованная рекой Клязьма, чье течение проходит за холмом слободы Яропо́ль, которая в современную эпоху стала самым престижным жилым районом города. Административная реформа Владимирской области была проведена графом Воронцо́вым22.

Во времена, когда Сенько́вы стремились к социальному освобождению через свои предпринимательские инициативы, многие другие крепостные-предприниматели шли по тому же пути, используя различные указы Екатерины II. Таким образом, возникла масштабная крепостная промышленность, особенно среди сельского населения центральных провинций, подлежащих обро́ку. Те, кто зависел от крупных землевладельцев, пользовались бо́льшей свободой. Они сосредоточили свою деятельность на массовых секторах, таких как текстиль, керамика, кожа, иконы (это была специализация села Мстёра). Эти богатые крепостные должны были платить огромные суммы обро́ка своим хозяевам. Землевладельцы редко давали свободу таким "galline dalle uova d’oro" ("курицам, несущим золотые яйца"), но когда это случалось, как в случае с Сенько́выми, они платили за свои гражданские права суммы, которые могли достигать и даже превышать 100 000 рублей23.

Они проявили большую стойкость и моральную силу. Многие из них были "старообрядцами", не желавшими принять реформы, навязанные Никоном во времена царя Алексея. В частности, в районе Мстёры почти все жители сохранили старую веру24. "Старообрядцы" отличались нравственной строгостью, жертвенным духом и всеми теми буржуазными "virtù" ("добродетелями"), которые воспевал Но́виков, издатель и просветитель эпохи Екатерины Великой, с которой он вёл множество дискуссий. Поэтому "старообрядцы", после выкупа из крепостного состояния, стали столь типично "borghesi" ("буржуазными").

До обретения свободы мои предки оставались "старообрядцами", но присоединились к официальной церкви после освобождения и переезда в город Вя́зники. В то время как Деми́довы, которые одновременно с ними получили свободу от графини Па́ниной, сохранили эту веру и в последующих поколениях, продолжая оставаться "старообрядцами" и, среди них, принадлежать к группе единове́рцев, стремившихся к компромиссным соглашениям с официальной православной церковью25.

В истории Сенько́вых (и в других подобных историях) первоначальное накопление капитала, достигнутое несмотря на крепостной труд, привело к основанию первой мануфактуры, что, в свою очередь, привело к выкупу из крепостного состояния, буржуазизации и дальнейшему непрерывному развитию их текстильных предприятий. Очевидно, что подобное постоянное развитие требовало усилий, труда, интеллекта и риска.

Гитерман перечисляет множество случаев бывших крепостных предпринимателей, особенно в районе к северо-востоку от Москвы, где происходила история Сенько́вых, доказывая тем самым, что их история не является исключительной26. Пайпс также отмечает масштаб этого явления. Когда семья всё ещё находилась в крепостном состоянии, их производство уже было значительным. Это можно понять из данных "Статистического обзора состояния Владимирской губернии" (1817). В этом обзоре указано, что на каждый рубль вложенного капитала Сенько́вы получали 13% прибыли, в то время как Деми́довы - 11%. Сенько́вы были самыми успешными фабрикантами в своем районе. На их предприятии было 300 ткацких станков, и там работало 400 человек27.

В прежние эпохи и в Западной Европе именно деятельность буржуазии, их экономический и социальный подъём, а также необходимость находить новые средства для поддержания высокого уровня жизни стимулировали экономическую энергию знати. Там, где и когда дворянский род не мог адаптироваться и продолжал просто следовать системе феодальной эксплуатации, он приходил в упадок и исчезал.

Наполеоновские войны, как и все войны во все времена и в любом месте, приносили огромные издержки, не только в виде человеческих жертв и разрушений, но также в виде инфляции и долгов, как для государства, так и для простых людей. Но после различных перипетий, "с 1823 года стабилизация ассигнаций стала свершившимся фактом... На это сильно повлияла народная традиция, считавшая окончательным соотношение 4 ассигнации за серебряный рубль, закреплённое Сперанским... Привязанность к серебряной монете была особенно сильна в деревнях, из-за её способности сохранять сбережения в целости и сохранности в стеклянной бутылке, закопанной под полом дома"28.

В коммерческий банк приносили бумажные ассигнации, которые тот же банк переводил в государственный банк.

Footnotes

  1. Mstёra правильно транслитерируется с буквой ё (с двумя точками сверху). Для удобства читателя я буду писать это слово так, как оно произносится на нашем языке, Mstjòra, с соответствующим акцентом.

  2. Архивное исследование Риммы Григорьевны Га́риной в Государственном музее Вязников (Владимире). В этом архиве хранится семейный Сино́дик, из которого Га́рина извлекла следующие сведения: "Первое упоминание о семье Сенько́вых находится в рукописных списках 1628-1630 годов: в начале XVII века в слободе Богоявле́нской жил Иван Сенько́в. В семье сохранилась память о том, что в начале XVII века, во время польско-шведского вмешательства, Сенько́вы обосновались в слободе Богоявле́нская, приехав из Вы́шнего Волочка́".

  3. Про́мыслы (ед. число про́мысел) — это виды ремесленной или коммерческой деятельности, которые позволяли дополнять доходы от сельского хозяйства. Сельскохозяйственный сезон был слишком коротким из-за сурового климата и малопродуктивным из-за системы общины, называемой мир, которая периодически перераспределяла земли, теряя, таким образом, преимущества любых улучшений и, фактически, препятствуя любым улучшениям.

  4. Nicholas Riasanovskj, Storia della Russia, Bompiani, Milano 1992, p. 167.

  5. Крепостное право в Западной Европе практически исчезло со второй половины XIV века. Однако в России оно началось в конце XVI века при Иване Грозном и утвердилось как социальная система в начале XVII века, что было связано с последствиями так называемой "dei torbidi" ("смуты").

  6. Андрей Андреевич Тиц, По окраинным землям Владимирским, Искусство Изд., Москва 1969, стр. 56-58. В этой же книге, в части, посвященной Вязникам, много сведений о моих предках и других предпринимателях того времени.

  7. Патриарх Никон хотел вернуть православный обряд к его истокам, связанным с православием Византии. Но эта реформа в сторону первоначального греческого обряда не была принята многими православными и привела к расколу, известному как раско́л. Последователи веры, бывшей на протяжении веков частью русского православия, были названы "старообрядцами", подверглись пыткам и высылкам за свои религиозные убеждения. Впоследствии группа "старообрядцев" заключила своего рода компромисс с православием, и их последователи стали называться единове́рцами. Этой реформированной православной церкви осталась верна другая мстёрская семья Деми́довы, родственники Сенько́вых, имевшая с ними абсолютно параллельный исторический путь.

  8. Николай Григорьевич Дмитриев, Мстёра рукотворная, Ленинград, Художник РСФСР 1986, стр. 16.

  9. Исскусство Мстёры - The art of Mstёra, Каталог экспозиций Мстёрского художественного музея, Catalogue of Mstёra Art Museum Exhibits, Владимир, Издательство Покрова, 1996. Каталог двуязычный (русско-английский) с некоторыми аннотациями на французском.

  10. Существовали две формы обязательств крестьян перед хозяевами: одна была системой ба́рщины, распространённой в южных районах, более продуктивных с точки зрения сельского хозяйства; другая была обро́ком, который представлял собой налог в пользу хозяина, пропорциональный доходам от ремесленной или коммерческой деятельности. Последняя форма обязательства была распространена, в основном, там, где сельское хозяйство было не рентабельным.

  11. Жена царя была цари́цей (zarina), сестра царя (как в случае с Софьей) была царе́вной (zariza), дочь - царе́вной (zarevna). Henry Troyat, Pietro il Grande, Rusconi Libri, Milano 1995, p. 12.

  12. А. А. Тиц, указ. соч., стр. 56-60.

  13. Там же, стр. 77.

  14. H. Troyat, указ. соч., стр. 73, 117-118.

  15. Архив Государственного музея Вязников (Владимир), стр. 2, д. 2,11.1-3.

  16. Каталог выставки "Volti dell'Impero russo, da Ivan il Terribile a Nicola I" ("Лица Российской империи от Ивана Грозного до Николая I"). Palazzo Fortuny Venezia. 1991-1992, Electa, Milano 1991, p. 164. В этом каталоге воспроизведён красивый портрет графа Петра, рядом с которым, как и для каждого другого персонажа, представлены биографические сведения.

  17. Устное сообщение от моей матери Лидии Сергеевны Сенько́вой.

  18. Sidney Pollard, La conquista pacifica, Il Mulino, Bologna 1989, pp. 81-101.

  19. А. А. Титс, указ. соч., стр. 43.

  20. Существуют сомнения относительно личности мужа Софьи Туто́лминой, урожденной Па́ниной. По данным некоторых местных историков, она не была замужем за генералом Туто́лминым, а, оставшись сиротой, была выдана родственниками замуж за камердинера, доверенного и тайного советника двора, также члена многочисленного семейства Туто́лминых.

  21. "Владимирские Губернские ведомости" - ВГВ, 1872 г., №14, "Статистическое обозрение" 1817 г.

  22. Richard Pipes, La Russia, Leonardo, Milano 1989, p. 311.

  23. Там же, стр. 305-307.

  24. Н. Г. Дмитриев, указ. соч., стр. 16.

  25. Донат Андреевич Обидин, "Маяк", 23-11-1999, "Демидовы стали нам ближе".

  26. Valentin Gitermann, Storia della Russia, La Nuova Italia, Scandicci-Firenze 1990, vol. II, pp. 154-158.

  27. "Владимирские Губернские ведомости" - ВГВ, 1872 г., № 14, "Статистическое обозрение" 1817 г.

  28. Angelo Forzoni, Rublo, V. Levi, Roma 1991, p. 109.

Автор статьи: Людмила Чеккини Корради
Дата: 1970-01-01
Тег: